Организация и проведение психологического тренинга

Вводное занятие. Тема: «Кто Я?»

Что такое психотренинг

В чем заключаются преимущества тренингового метода обучения перед лекционным

Правила работы в психотренинговой группе

Упражнение-знакомство «Снежный ком» (свое имя и прилагательное или эпитет, характеризующее себя, на букву, с которой начинается имя).

Упражнение «Дерево настроения» (выбор цветной бумаги, которая соответствует вашему настроению на данный момент, вырезание из нее листочков дерева настроения, подписывание своего имени с одной стороны листа, с другой — цели работы в психотренинговой группы, составление групповой композиции дерева настроения группы).

Упражнение-разминка «Трансформация»

Работа в парах «Знакомство». За 4 минуты (по 2 минуты в каждую сторону) узнать о партнере максимум информации (знак зодиака, любимое время года, время суток, любимый цвет, еда, телевизионная передача; фильм и т.д.) Рассказать о партнере на группе.

Упражнение-разминка «Рассадить по цвету волос, тональности одежды, цвету глаз, теплоте рук и т.д.»

Упражнение «Кого или что человек напоминает (ассоциации)». Группа рассаживается в 2 ряда друг напротив друга, участники обмениваются своими подписанными внизу листами бумаги, записывая первые пришедшие в отношении участника напротив ассоциации, заворачивая свою запись. В конце упражнения участники зачитывают все ассоциации, находят общее в том, как вас воспринимают другие люди.

Упражнение «Группа создает мир».

Итоги занятия.

Занятие №2

Тема: «Я и моя группа»

Оргмомент

Принципы эффективности групповой работы

Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

1. Упражнение из арттерапии «Групповой рисунок» (передача начатого рисунка по кругу, рисование поочередно в течение 2 минут, обсуждение, вербализация своих чувств).

2. Упражнение «Мысленный вызов» (социальные ожидания).

3. Работа в парах «Свое пространство» («Солнце и планеты»).

4. Упражнение «Групповое решение проблем».

5. Упражнение «Откровенно говоря…».

6. Упражнение «Горячий стул».

Итоги занятия.

Занятие №3

Тема: «Работа в группе (коллоидообразование)»

Оргмомент

Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

1. Упражнение из телесно-ориентированной терапии «Имя — психологический

жест» (называет и показывает каждый участник, повторяет второй раз и показывает

вместе с участником вся группа).

Обсуждение «нравится — не нравится свое имя», оставляю свое имя для тренинга или переименовываюсь, подписание бейджиков.

Деление на 2 группы (рассчитайсь на первый-второй, или 2 новых участника набирают себе команду).

2. Название команды, девиз, герб. Группы в ходе совместного обсуждения

придумывают название команды, девиз, рисуют герб. Представление.

3. Упражнение «Ультиматумы» (продумать как можно больше «ультиматумов)),

хороших и разных).

4. Упражнение «Спасение утопающих».

5. Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение».

6. Упражнение «Морально-этический кодекс поведения на необитаемом

острове».

Балльная оценка команд.

Итоги занятия.

Занятие №4 (длительность — 2 часа)

Тема: «Уверенное и неуверенное поведение»

Оргмомент

Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

1. Упражнение «Сила слова» (группой составляется 2 списка слов, характерных

для уверенных и неуверенных ответов, тренер записывает их в 2 колонки на

флипчарте, участники записывают в тетрадях).

2. Упражнение «Каруселька» (рассчитаясь на первый-второй, создается 2 круга —

внешний и внутренний, представители внешнего круга изображают без слов

(невербально), с помощью жестов, позы, мимики уверенного или неуверенного в

себе человека, внутренний круг отгадывает, шаг внешнего круга вправо — сдвиг,

смена внешнего и внутреннего кругов, показ, отгадывание, обсуждение).

3. Упражнение «А еще я…»

-Лена, ты умная и красивая.

-Да, я умная и красивая. А еще я…

(упражнение делается по цепочке до тех пор, пока каждый не получит порцию комплиментов, не согласится с ними и не предложит дополнительно еще другие свои позитивные качества, обсуждение).

4. Упражнение «Город уверенности» (по типу «Детектив по кругу»). «Написать» по

предложению рассказ о городе, в котором живут самые неуверенные люди на

земле).

5. Упражнение «Лекция» (участники по очереди становятся лекторами, каждый

выступает по минуте, остальные разыгрывают роли — активно слушающего, активно

мешающего и безразличного, обсуждение).

6. Упражнение из телесно-ориентированной терапии «Режиссеры и актеры»

(режиссеры придумывают команды — пой, прыгай, кукарекай, т.д. — актеры бесприкословно выполняют команды; по команде «сдвиге происходит смена ролей, обсуждение).

Итоги занятия.

Занятие №5

Тема: «Тренинг жизненных целей»

Оргмомент

Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

1. Упражнение «Подарок» (Члены группы дарят по очереди каждому участнику

тренинга воображаемые — материальные и символические — подарки,

анализируя, кому чего, по их мнению, не хватает. Участники принимают «дары»,

благодарят всех и выделяют, какой подарок им наиболее понравился. Анализ

результатов игры.).

2. Упражнение «Целеполагание» (Каждый участник тренинга самостоятельно

анализирует и записывает цели всей своей жизни, планы-максимум (на 10 лет),

планы-минимум (на 1 год), знания, умения, навыки (ЗУНы), которыми нужно

овладеть для достижения целей, кураторство (кому вы хотите помочь, кого

провести своей жизненной дорогой). Желающие зачитывают написанное вслух).

3. Упражнение «Интервью» (Каждому участнику дается задание вспомнить какой-

нибудь, известный остальным, фильм, мультфильм, сказку или литературное

произведение, представить героя и почувствовать себя им. По очереди каждого вся

группа интервьюирует, глядя в глаза и обращаясь по имени выбранного героя.

Цель упражнения: отработка техники задавания открытых вопросов — для группы,

психоанализ связи с выбранным героем).

Итоги занятия.

Занятие №6 (длительность — 2 часа)

Тема: «Достижение жизненных целей»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение-разминка «Приветствие необычным способом».

3. Упражнение из семейного блока «Доска объявлений» (Каждый участник

тренинга пишет «брачное объявление», указывая в нем, какие качества требуются

от партнера и что человек может предложить — пару слов о себе. После написания

готовые объявления запускаются по кругу, остальные участники оценивают

написанные объявления по пятибалльной шкале. Подсчет общей суммы баллов.

Обсуждение, что понравилось, что было менее удачным в объявлениях).

4. Упражнение из материального блока «Какой вы финансист» (Участники

приносят на тренинг мелочь. Каждый подсчитывает «стартовый» капитал. Встать со

стульев, оставив на них свой подписанный бейдж. По команде группа ходит вокруг

стульев по часовой стрелке и раздает мелочь, кому сколько сочтет нужным,

оставляя день на стульях возле бейджиков, подсчет. На втором этапе игры

участники также ходят по кругу, собирая себе деньги, подсчет. Анализ).

5. Упражнение из материального блока «Отношение к деньгам» (Разделив лист бумаги пополам, участники слева пишут положительные высказывания, пословицы и поговорки о деньгах, бедности и богатстве, справа — отрицательные. Подсчет, обсуждение).

Итоги занятия.

Занятие №7 (длительность — 2 часа)

Тема: «Достижение жизненных целей — 2»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение из арттерапии «Мое прошлое — настоящее — будущее».

3. Упражнение из материального блока «Отношение к богатству» (Разделив лист

бумаги пополам, участники слева пишут положительные качества богатых людей,

справа — отрицательные. Подсчет, обсуждение).

4. Упражнение из материального блока «Какой вы финансист»

5. Упражнение из карьерного блока «Визит в начальнику».

Задание: необходимо осуществить просьбу человеку, который не намерен эту просьбу удовлетворить.

Общие рекомендации:

В кабинет нужно зайти как можно более эффектно. Важную роль играет поза (в ситуации волнения подходит ваша обычная поза). Важен ваш позитивный настрой -вспомните о человеке, к которому вы идете, что-то хорошее. Проявите интерес к человеку, к которому вы пришли. Можно отметить достижения этого человека: «Я вас поздравляю со сданным отчетом (праздником и т.д.).

Особенно сложно отказать, если человек вызывает у вас дружеские чувства. Очень усложняет отказ начало разговора в виде комплимента собеседнику, а также подчеркивание его авторитета и значимости; если за просьбой непрямая благодарность за осуществленную услугу («Я вам буду очень благодарен», «Это полностью зависит от вас, для меня это вопрос жизни и смерти, для вас же это ничего не стоит») очень затрудняет отказ.

Тактики влияния: на подчиненного — иногда лесть, иногда давление, иногда эмоциональное воздействие — воодушевление; на начальника — не эффективны лесть и обмен любезностями, эффективно разумное убеждение; на коллегу по работе — обмен любезностями, обещание поделиться прибылью, отблагодарить материально или морально, просьба проконсультировать, обращение к личным, дружеским отношениям.

Итоги занятия.

Занятие №8 (длительность — 3 часа)

Тема: «Я и моя карьера»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение-анализ «Птица, конь, море, лес, кофе»

Птица — отношение к женщине, требование к себе как к женщине (или требования к женщинам).

Конь — отношение к мужчине, требования к мужчинам (или требования к себе как к мужчине).

Море — любовь.

Лес — брак, отношение к браку.

Кофе — секс, отношение сексу.

3. Тест на самоидентификацию по шотландской балладе «Вересковый мед»

С.Я.Маршака и «Королевский бутерброд».

4. Рисуночный ассоциативный тест Вартегга.

1) Цель.

2) Внушаемость.

3) Идеал.

4) Семейный квадрат.

5) Потребность в общении или в одиночестве.

6)Отношение к сексу.

5. Составление резюме.

6. Работа с вопросами case-интервью (подготовка к собеседованию при приеме на работу). Двойное собеседование (в агенстве по трудоустройству и в самой

организации).

Итоги занятия.

Занятие №9 (длительность-3 часа)

Тема: «Моя карьера»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение-анализ «Срез одного моего дня» (обычного).

3. Игра «Групповая дискуссия» (на тему: «Стоит ли работать психологом- в бюджетной организации или на себя, открыв собственную фирму или начав

свое дело?»).

4. Упражнение «прием у терапевтов» («Клиенты» ходят по кругу на прием к

«терапевтам». Сеансы длительностью 5-10 мин. Смена «терапевта» по команде ведущего. Для «терапевта» моделируется ситуация рабочего дня с поочередной сменой клиентов. Для «клиентов»- обговаривание своей проблемы (одной и той же) с разными специалистами. Работа в двух направлениях («терапевты» и «клиенты» меняются ролями). Обмен впечатлениями.

5. Упражнение «Представить себя какой-либо частью тела» и стать на место этой части тела или органа на теле фигуры лежащего человека. Проанализировать, что вы чувствуете в роли этого органа, почему именно этим органом себя представили и какую связь с вашей реальностью это имеет.

6. Упражнение из телесно-ориентированной психотерапии «Вырвись из круга» (анализ способов достижения целей).

Итоги занятия

Занятие №10 (длительность — 2 часа)

Тема: «Отрабатывание профессиональных качеств»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Работа в парах психолог-клиент «Повышаем настроение».

3. Составление бизнес-плана (открытие психологического центра или другой

коммерческой структуры).

4. Упражнение «АДА» (Давайте Делать Деньги). Анализ, что принесет

максимальный доход, что — минимальный, к чему больше лежит душа, к чему — меньше.

Итоги занятия.

Занятие №11(длительность-3часа)

Тема: «Коммуникативный тренинг»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение-разминка из арттерапии «Магазин» (коллаж). Каждый участник

оформляет свой отдел — продукты, техника, парфюмерия, сексшоп, т.д. Все

отделы в совокупности составят «магазин». Обсуждение.

3. Упражнение «Откровенно говоря…».

4. Упражнение «Горячий стул».

5. Групповая игра «Мошенничество».

Итоги занятия.

Занятие №12 (длительность — 2 часа)

Тема: «Коммуникативный тренинг. Вербальное и невербальное

общение»

Оргмомент

1. Упражнение-визитка «Кто с чем пришел»

2. Упражнение-разминка «Приветствие» (поприветствовать глазами и мимикой каждого участника тренинга; добавить к этому приветствию приветствие рукой; обсуждение).

3. Упражнение «Ассоциации» (если бы этот человек был…).

4. Упражнение на самооценку «Я — подарок для человечества» (выйдя перед

группой уверенно произнести и закончить фразу «Я — подарок для

человечества, потому что я…»; выступление завершается общими

аплодисментами каждому выступившему с утверждением; обсуждение).

5. Упражнение из телесно-ориентированной психотерапии «Скульптор и глина» (работа в парах, один из пары — скульптор, другой — глина; посмотрев

внимательно на «глину», прочувствовать ее настроение и отразить его в

скульптуре; обсуждение).

6. Разыгрывание сценок «Сложная ситуация» и «Кафе».

7. Упражнение «Вопросы и ответы невпопад»

Итоги занятия.